В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Продолжается подготовительный период к Великому посту. Вслед за Неделей о мытаре и фарисее идут Неделя о блудном сыне (28 февраля), и Неделя о Страшном суде (7 марта). О смысле и значении Недели о блудном сыне рассказывает настоятель храма в честь Рождества Христова священник Николай Бильчук.

— Батюшка, читая притчу о блудном сыне, поневоле приходит мысль, что в ней говорится о нас – грешных, самонадеянных, рассчитывающих на свои силы, ушедших «в страну далече» – страну наших страстей… Но жизненные испытания ставят нас на свое место, и мы понимаем, что обманулись, что только в одном месте найдем мы помощь и утешение — у Того, от Которого так самонадеянно ушли, отвернулись, и Которого не случайно называем Отцом нашим Небесным…

— В нашем духовном состоянии тоже бывают ситуации, подобные описанным в Евангелии. Не является исключением и притча о блудном сыне. Мы очень часто бываем похожи на блудного сына, часто забываем Отца Небесного, не хотим исполнить Его волю. Нам кажется это тягостным, для нас более привлекательным становится грех, и мы отходим от Бога все дальше и дальше. У каждого верующего человека бывают моменты, когда он отрезвляется от духовной спячки, приходит в себя, потому что, как говорят святые отцы, личность человека настолько глубока, что ее не может заполнить ничто, кроме бесконечного Бога. Когда человек отрезвляется, понимает, что все эти греховные развлечения не насыщают его душу, а только опустошают ее, он приходит в себя, у него появляется чувство покаяния, и тогда человек кается в своих грехах. Образно говоря, он, как блудный сын, возвращается к своему Отцу Небесному. В Евангелии сказано, что Господь милосерден и без всякого укора принимает грешника. Мы еще только делаем малое движение в сторону Бога, в сторону покаяния, а Господь тут же бежит нам навстречу и принимает нас обратно, без каких-либо укоров. Когда человек покается, он сразу же ощущает это чувство легкости, прощения, понимает, что Господь его простил.

— Но в этой притче есть еще и другой, старший брат… В чем его трагедия и чем поучителен для нас его пример?

— Мы порой бываем похожи на старшего брата. Как известно из притчи, когда младший сын вернулся, отец устроил в честь него пир, радуясь его возвращению, а старший брат, придя с поля, вместо того, чтобы порадоваться вместе с отцом, сильно разозлился не только на своего беспутного младшего брата, но и на самого отца. Если задуматься, то неизвестно, кто дальше отошел от своего отца. Младший, забрав свою часть имения, ушел в страну далече, а старший был при отце, слушался его, помогал ему во всех делах, внутренне гордясь этим, но если младший смирился и покаялся, возвратившись к отцу, то старший, несмотря на то, что находился при нем, отвернулся от своего младшего брата. «Он всегда был хорошим работником в доме отца, и жизнь его безупречна. Но он так и не понял, что главное в отношениях отцовства и сыновства — не работа, а сердце, не долг, а любовь. Он во всем был верен; но отец у него был, сам он был сыном — только внешне. И брата у него не было», — говорит Антоний Сурожский. И это внутреннее духовное состояние, наверное, еще страшнее, чем грех. Святые отцы говорят: лучше грех с покаянием, чем добродетель с гордостью. Потому что если гордость добродетель умаляет, то смирение, покаяние грех смягчает. И Господь в Евангелии неоднократно на это обращает наше внимание, он часто обличает фарисеев, книжников, которые, с одной стороны, старались выполнять все заповеди Моисея, все внешние обрядовые стороны, но при этом пренебрегали внутренней стороной духовной жизни, делали все только напоказ. И наоборот, вспомните, как Господь относился к кающимся грешникам – это и прощение блудницы, и общение с мытарями — людьми, которые в израильском народе считались носителями греха. Господь говорит: Я пришел не праведных спасти, а грешников; врача требуют не здоровые, а больные…

— Семья распалась, работы нет, здоровье потеряно, ушла молодость… Но страдание приносит плод, оно заставляет смиряться — не будь его, не будь горечи, смогли бы мы, как блудный сын, вернуться к своему Отцу?

— Очень часто человек приходит к покаянию, осознает, что жизнь идет не так, как надо, именно в тяжелые моменты, во время болезни и скорбей. Многие люди приходят к Богу через скорби. Наверное, каждый из нас, даже будучи человеком верующим, когда у него все хорошо, немного охладевает, и молитва становится более рассеянной, и только когда нас посещают какие-то скорби, неприятности, мы начинаем смотреть в сторону Неба, становимся более ревностными христианами, больше обращаем внимания на духовную жизнь. Многие из тех, кто в прошлом веке пострадали за веру, вспоминали впоследствии, что нигде они так не молились, как в ссылках, лагерях — это стало для них школой молитвы. Поэтому Господь и посылает нам иногда такие горькие лекарства, трудные моменты в нашей жизни, дает нам возможность осознать, что живем неправильно, и что есть еще время покаяться и исправить все.

— Урок притчи: блудный сын понимает, что он всем обязан отцу, а не своим достижениям. Как мы – своему Творцу, Богу. И если мы, обращаясь ко Господу, начинаем понимать, что жизнь, которую мы вели до сих пор, неправильна, значит ли это, что мы готовы к началу покаяния?

— Очень важно, осознав, что живем мы неправильно, не останавливаться только на каких-то укорах по отношению к самому себе. Нужно иметь решимость отказаться от греха, от какой-то страсти, покаяться с желанием измениться с Божьей помощью в лучшую сторону и начать что-то в этом отношении делать. Очень часто бывает так, что человек укоряет себя, но при этом не решается идти на исповедь к священнику из-за чувства стыда, из-за того, что не хватает решимости. По словам Серафима Саровского, святых от несвятых отличает только их решительность, решимость идти за Богом. И, как говорит Господь в Евангелии, необходимо себя побуждать, чтобы быть с Богом, потому что человек, по выражению святых отцов, удобопреклонен к греху. Мы при Крещении отрекаемся от сатаны, обещаем жить по заповедям Божиим, но вольно или невольно грешим. Поэтому Господь и установил Таинство Исповеди, чтобы человек, если где-то споткнулся, мог очистить свою душу через это Таинство.

— Отец Николай, можно ли рассматривать эту притчу как надежду для нас? Всегда ли у нас есть возможность вернуться к Отцу нашему Небесному? Каким путем?

— Притча не случайно упоминается перед Великим постом, потому что пост – духовная весна для человека, это время, когда человек должен каяться, с большей силой уделять внимание духовной жизни, которая неразрывно связана с покаянием. Притча вселяет нам надежду, что как бы глубоко мы ни погрязли в своих страстях, грехах, если у нас будет покаяние, решимость обратиться к Богу, попытаться начать жить по-другому, по словам пророка Давида – снова и снова вставать на ноги и идти к Богу — Господь побежит нам навстречу и примет, как любящий Отец. Всегда. Без сомнения. А путь к Богу – это путь покаяния.

Беседовала Валентина Николаева

 

Перейти к верхней панели