Валентина Николаева

Крещение Господне… С  чем ассоциируется у нас этот праздник? Наверное,  у каждого с чем-то своим, личным. Вспоминаю, как бабушка моя много лет назад рассказывала нам, ее внукам, как праздновалось Крещение во времена ее молодости. Как накануне в сочельник, нарядные и красивые, шли они всей многочисленной семьей (девять человек!) в храм на службу,  с каким нетерпением  дожидались появления первой звезды на небе (тогда можно было отведать сочива), как замирало сердце под  многоголосое: «Во Иордане крещающеся Тебе, Господи…». Назавтра – крестный ход на реку. Мороз трескучий, а возле проруби – очередь. «Вода студеная да  живая, Животворящий Крест ее такой соделал, отсюда и радость в душе», — обязательно добавлял дед…

Вспоминаю свои школьные годы, которые пришлись на время правления  Хрущева, когда не хуже чем в революцию закрывались последние храмы, и в родном моем Кузнецке, городе на 200 тысяч населения, из семи бывших церквей оставили только одну – Казанскую, как называли ее люди.  Пойти туда не все рисковали  – не дай Бог, в школе либо на работе узнают, что в церкви был… Но и тогда мы праздновали Крещение – по-своему, как удавалось. Дня за три до праздника собирались у нас соседи, договаривались пойти на Три ключа (так родник назывался) за святой крещенской водой. Накануне, в сочельник, дедушка (бывший церковный староста) доставал серебряный крест, хранившийся у него со времен закрытия нашей церкви, шли к часовенке, чудом сохранившейся с дореволюционных времен, и там вместе с собравшимися перед старинной Казанской иконой Божией Матери совершали моление. Причем, собирались не только старики и пожилые, много было детей, а потом с пением молитв  шли к роднику. Помню, как с замиранием сердца вглядывались мы,  дети,  в поверхность воды – вот колыхнулась  она, значит наступила полночь, и Господь освятил ее Своею благодатию. Набирали воду кто во что, и  стояла она, святая, крещенская,   по нескольку лет, не портясь. А какое счастье было получить глоточек этой живой воды из рук бабушки, если, не приведи  Бог, заболеть доводилось…

И вот нынешнее время, время относительной свободы, когда тебя не преследуют за то, что ходишь в  храм, и когда каждый, считающий себя православным христианином, готов встретить праздник «как полагается».

19 января.  Судоходный канал. Во льду вырублены две иордани – одна для набора освященной воды, другая – для желающих окунуться. Мороз, ветер.

Из разговора у проруби:

— Я не новичок, вот уже четыре года окунаюсь.

— И какие ощущения?

— Какие? Холод, конечно… Но, говорят, для здоровья полезно.

— А готовишься как?

— Ну как… — пожимает плечами.

— На службе в храме был сегодня?

— Я тебе говорю, – не выдерживает мужчина, — четыре года окунаюсь, ни разу не болел. И на службу не хожу, зачем? Вода святая, все грехи смывает. И потом, у меня Бог в душе…

Рядом две женщины набирают освященную воду из иордани:

—  Будем пить эту воду по немощи, для здоровья. Соседке отнесем, неходячая она, инвалид. Квартиру окропим, так еще родители наши делали.  На службе были ночной, думали, устанем, не сможем на реку пойти…  А тут такое чувство легкости и праздника на душе, Литургия на одном дыхании прошла,  силы нам придала.  Слава Богу за всё!

— Святая вода огромную силу имеет, вспомните – бабушки наши и мамы набирали ее,  и стояла она год, а то и дольше. Вот эта нетленность воды – доказательство того, что она особая, — добавляет другая.

Два мнения о святыне – крещенской воде и ее свойствах. Два разных взгляда.  Кто-то отстаивает праздничную службу, берет благословение у батюшки и осмысленно, с молитвой и благоговением, чтобы получить благодать Божию, окунается в прорубь. А другому море по колено – главное, «грехи смыть», да и собой лишний раз полюбоваться. Вот только непонятно – если у него Бог в душе и он считает себя православным, как же быть тогда с Символом веры? Там ведь ясно сказано: верую во едино Крещение во оставление грехов… И любой верующий знает – только при чистосердечном раскаянии, на исповеди перед священником возможно прощение наших грехов Господом…

Однако крещенскую воду домой берут все, и слава Богу. Но ведь святая вода не изменит нас, если мы сами не приложим к этому старания…

По данным службы спасения, в этот день в Балакове около 400 человек окунулись в проруби. Был ли кто из них на праздничной службе? Причащался? Брал ли благословение у батюшки? Знает ли об исповеди, через которую действительно отпускаются грехи?  Судя по словам тех, с кем довелось общаться, многие имеют об этом лишь смутное представление. А вот искупаться в ледяной воде считают своим долгом. Ладно бы, купание это послужило толчком к воцерковлению…

Святая крещенская вода действительно особая. И ученые это уже доказали. А вот по поводу купания в проруби…   Надо ли идти на это?

— Еще Святейший Патриарх  Алексий II говорил, что когда мы без рассуждения, с плохим здоровьем лезем в воду, то тем самым как бы требуем от Бога чуда, чего делать нельзя, — говорит настоятель храма в честь Рождества Христова священник Николай Бильчук. — Купаться можно, но только с верой, вспоминая  то событие, которое произошло две тысячи лет назад – Крещение Господне. А по поводу  мнения,  что здесь якобы прощаются человеку грехи,  Священное Писание говорит совсем о другом: грехи прощаются в Таинстве исповеди, через исповедь Богу перед  священником.

— В  первую очередь,  — продолжает батюшка, —  нужно в этот день  прийти на церковную  службу, восславить Бога, потом   набрать воды. Ею  можно умываться, можно даже окунуться в иордани — существует такая благочестивая традиция. Только  делать это нужно  с верой, без распития алкогольных напитков.

Особое отношение к Великой агиасме сохраняется в Православии с древности. Крещенскую воду  давали больным, освящали ею дома, если кто-то  не причащался долго по какой-либо причине, то  человек вместо причастия мог принимать эту святую воду. Поэтому к ней надо относиться с большим благоговением, ведь через  нее дается нам  Господом великая благодать.

— В праздник самое важное – прославлять Бога, — добавляет отец Николай, — размышлять о том событии, которое мы празднуем. К сожалению, сейчас  у нас, называющих себя христианами, это отошло на второй план. А какие-то традиции, пускай даже неплохие, но второстепенные, стоят  на первом месте. Искупаться можно. Но только с верой, а не с суеверием, что  здесь вместо исповеди простятся все грехи. Искупаться, помня о  Крещении Господнем в водах Иордана, вспоминая свое крещение, свои обеты, которые мы давали Богу. Апостол Павел в Священном Писании говорит,  что из-за недостойной жизни христиан хулится Имя Божие.  И довольно  часто мы сами даем повод людям невоцерковленным  делать это,  глядя на нашу жизнь. Поэтому будем стараться проводить  праздник с честью, с благоговением относиться к освященной воде, к Великой агиасме.