Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня наша Церковь наряду с праздником Обрезания Господня совершает память святителя Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийского. Церковь неслучайно с таким торжеством совершает память этого великого подвижника – он был удивительным человеком. Церковь назвала его вселенским учителем. Таковых было еще двое – святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Три великих подвижника, три столпа, которых наша Церковь особо выделила из целого сонма святителей и учителей.

Святитель Василий Великий был человеком удивительной жизни. Родился он около 330 г. в той самой Кесарии, в которой со временем стал епископом. Он происходил из благочестивой семьи, где воспитывали девять детей. Многие члены семьи со временем были прославленны Церковью. Близкие родственники святителя Василия Великого: его дед и бабушка, пострадали от Диоклетианова гонения, его мать и сестра были прославленны как подвижницы. И сам святитель Василий Великий со временем был прославлен Церковью как великий учитель.

Святитель получил глубочайшее, удивительное образование. Он учился в Афинской философской школе, затем окончил Афинский университет. Собрав всю премудрость века своего, он стал одним из самых образованных людей того времени. Наряду с философскими науками он изучал и медицину, и математику, и физику, что очень хорошо видно в письмах, которые он оставил нам. Там он открывает не только свои глубокие познания сего мира и души человека, но и очень хорошо видно насколько он был ярким проповедником, открытым, добрым человеком. Он находился в переписке со многими знаменитыми людьми: не только с церковными учителями, священниками, епископами, но и со многими мирянами. Он во многом был примером для людей.

По окончанию университета святитель Василий Великий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Он отправляется в Египет, где встречается со многими подвижниками того времени. Мы знаем, что Египет в те времена явил миру подвиг монашествующих людей. Это преподобные Антоний Великий, Макарий, Пахомий. Святитель Василий Великий со многими из них встречался, беседовал. Жизнь подвижников настолько поразила его, что и он решил посвятить себя служению Церкви и Богу.

Вернувшись домой, святитель через некоторое время возвращается в Иерусалим и там принимает Крещение. В те времена традиции Церкви говорили о том, что человек принимал Крещение уже в зрелом, сознательном возрасте. И бывало так, что человек многие годы ходил в храм, был в числе оглашенных, но принимал Крещение, достигнув лишь совершенного возраста. Крещение принимали примерно около тридцати лет, ибо считали, что раз Господь вышел в это время на проповедь, то и христианин должен становиться таковым именно к этому возрасту.

Когда святитель Василий учился в Афинской школе и университете, у него завязалась дружба со многими будущими знаменитыми учителями, философами и святителями. Например, святитель Григорий Богослов – знаменитый Патриарх Константинопольский. Именно в Афинском университете они познакомились и долгие годы, до самой смерти святителя Василия Великого, они дружили.

Приняв Крещение, святитель Василий возвращается в свой родной город Кесарию. В те времена это был очень большой город. Столица целой провинции. И будущий святитель начинает проповедовать с церковной кафедры. Но яркость его проповеди, его глубочайшие познания в науках, возбуждали в людях не только веру, но и зависть. И даже архиепископ Кесарии стал страдать завистью к святителю Василию Великому.

И вот будущий святитель уходит в пустыню. Несколько лет он живет на берегу пустынной реки в горах в монашеском братстве: спит на голой земле и питается одними сухарями. Вместе с ним подвизался его брат – будущий святитель Григорий Нисский. Некоторое время вместе с ними подвизался и святитель Григорий Богослов. Их небольшой монастырь был настоящим рассадником благочестия. Проведя годы в этой пустыне, святитель возвращается в Кесарию. Туда его вызвал архиепископ, который попросил у святителя прощение и сделал его своим преемником.

Церковь в то время была смущаема многими ересями, особенно она страдала от ереси арианства. Ариане учили, что Христос есть не Творец всего живого видимого и невидимого, а творение Божие. Конечно, Православная Церковь не могла с этим согласиться. И святитель Василий Великий становится обличителем этой ереси. Надо сказать, дорогие братья и сестры, что многие последователи ереси арианства были людьми высоко образованными и пытались на философском уровне доказать свою правоту. Но были и те, кто в простоте душевной принимал еретическое учение, особенно не разбираясь в том, о чем оно говорило.

В те времена многие люди, не вникая серьезно в глубину церковного учения, воспринимали церковные споры как возможность доказать свою правоту. И воины, и домохозяйки, и простые крестьяне спорили о тех вещах, о которых даже страшно говорить. И святитель Василий Великий, понимая, что многие увлечены ересью арианства не по убеждениям, а по примеру других людей, пытается исцелить Церковь. Святитель обличал тех, кто закосневал в ереси, а тех, кто сомневался, убеждал и возвращал на правый путь.

Вокруг себя он собирает единомышленников: и духовенство и архиереев. И будучи архиепископом Кесарии, в подчинении которого находилось почти пятьдесят архиереев, он очень активно начинает заменять еретичествующих на православных, поставляет благоговеянное, умное, образованное духовенство и в короткое время его архиепископия становится полностью православной.

Церковь нам сохранила предание о том, как византийский император Валент, который отправлялся в персидский поход, проходя через Кесарию Каппадокийскую, воспылал гневом и раздражением на святителя Василия Великого. Ибо император также придерживался ариантской ереси. Придя в столицу Востока, он приказал арестовать святителя, чтобы отправить его в ссылку. Узнав об этом, святитель сказал, что не боится никаких угроз, ибо Бог везде один. И куда бы его ни направили, он везде найдет Христа. Если его придадут пыткам или каким-нибудь истязаниям он также примет это со смирением и радостью. Правда, изможденный болезнями подвигами монашества, святитель говорил, что ничего вынести не сможет, а сразу умрет, но все же не боится никаких испытаний.

И когда слуги императора пришли в храм, где совершал богослужение святитель Василий Великий, и увидели то благоговение, то величие, с которым совершал он службу, они не посмели арестовать его и император изменил о святом свое мнение. Святитель остался управлять своей архиепископией и сделал очень и очень многое, чтобы со временем ересь окончательно была побеждена и Православие восторжествовало.

Во многом благодаря трудам именно святителя Василия Великого Второй Вселенский собор, который был собран в 380 г., полностью утвердил православное вероисповедование и тот самый Символ веры, который сегодня мы с вами, братья и сестры, воспеваем на каждой Литургии.

Святитель Василий Великий год не дожил до этого торжества Церкви. В 379 г. он преставился ко Господу в возрасте 49 лет. Конечно, для Церкви Христовой это была великая потеря, но и одновременно приобретение, ибо фактически сразу после своей смерти он был прославлен в лике святых и до сегодняшнего дня мы почитаем его как великого учителя, святителя, наставника Церкви.

Когда мы совершаем память святителя Великого, дорогие братья и сестры, и молимся, обращаемся к нему с нашими прошениями, будем же помнить, что мы должны быть достойными учениками таких учителей. Мы должны стараться делать так, чтобы наша вера была осмысленной. Нужно изучать свою веру, нужно любить ее и даже уметь отстаивать.

Часто простому человеку, христианину, который живет среди мира, не только духовенству и архиереям, но и мирян приходится выступать защитниками своей веры. Многие сектанты задают те или иные вопросы, на которые мирянин должен дать ответ. Как говорил апостол Петр, всякому вопрошающему у нас мы должны дать отчет в нашем уповании и сделать это со смирением, кротко, без злобы и раздражения, так, чтобы человек отверг всякие сомнения и мог согласиться с нами.

Мы должны также помнить, дорогие братья и сестры, что святитель Василий Великий наряду со своими богословскими трудами является еще и составителем Божественной литургии, которую сегодня мы с вами совершали. В первые века христианской истории во всех пределах и концах Церкви православной христиане совершали Евхаристию, но канон богослужебного последования везде был разный. Смысл был везде одинаков, но некоторые особенности отличали Александрийскую Церковь от Римской, Кесарийскую от Иерусалимской. Со временем сложилось богослужебное последование Литургии.

Сегодня Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году – в канун Рождества Христова и Крещения Господня, в день памяти святителя Василия Великого и каждый воскресный день в течение Великого поста, а также в Великий Четвертог и в Великую Субботу. Литургия Василия Великого отличается по своему масштабу от Литургии Иоанна Златоустого. В ней более всего раскрывается смысл Евхаристии.

Совершая память этого великого подвижника, будем, дорогие братья и сестры, обращаться к нему с молитвами, чтобы он помог нам укрепить нашу веру, чтобы даровал нам ревность в службе Господу нашему, чтобы мы старались подражать святителю в его вере, терпении, мужестве и любви.

С праздником, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас. Молитвами святителя Василия Великого, Господи помилуй нас. Храни вас всех Господь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

14 января 2016 г